Егор Летов: Сейчас не имеет смысла заниматься роком 


Наше интервью

 

Егор Летов не хочет быть пророком. Тем не менее, он очень ясно представляет

себе, что ждет отечественный рок-н-ролл в ближайшем будущем. Егор Летов не

стремится быть звездой и не принимает этику и психологию звездного статуса, хотя

у него для этого есть весьма веские аргументы. Егор Летов недрогнувшей рукой

разрушает сложившиеся благодаря масс-медиа стереотипы и мифы, связанные с

культурой андерграунда, но тут же воздвигает новые, по своему разумению и

рецепту - чем и симпатичен редакции РИО, которая всю жизнь занимается тем же

самым.

Как-то раз (если не изменяет память, в седьмом номере за 1987 год) мы уже

предоставляли ему возможность высказаться на наших страницах, но с тех пор

утекло немало времени и денег, многие вещи и взгляды изменились или, напротив,

приобрели законченность, да и потом, где вы сегодня достанете 11-й выпуск РИО?

Его и у редакции-то нет. Вот поэтому-то мы и решили вновь встретиться с Джа

Егором (он же Килгор Траут, он же Дохлый, а также много кто еще). Мы сидим на

диване в гостеприимной квартире Филаретовых (они предоставляют "Обороне", кров во

время ее недолгих залетов в Питер), заваленные растрепанными выпусками журнала

"Maximum Rock`n`Roll" за разные годы. Периодически входят и выходят разные люди.

Как кукушка из часов, выглядывает из кухни Фирсов. И, действительно, начинают

бить часы, заглушая начало беседы. Впрочем, это не важно. Итак!

 

Егор Летов: Сейчас не имеет смысла заниматься роком

 

РИО: Кстати, ты помнишь, как мы встретились в первый раз? На Свердловском

рок-фестивале, когда еще было непонятно, куда все идет. Я, собственно, и

"Оборону"-то тогда еще не слышал, просто братец твой что-то между делом

рассказывал... Он ведь тоже из Омска?

 

Е.Л.: Ну да, конечно. У него как получилось? Он был в Новосибирске - ФМШ,

Университет. А Новосибирск - это, вообще, особая история. там есть

Академгородок. Был такой опыт в 60-х: собрали одаренных детей в одном месте,

поселили недалеко от города, в общагах, и решили посмотреть, что из этого

выйдет. А вышел из этого невиданный в стране процесс духовного освобождения.

Такого не было ни в Ленинграде, ни в Москве: что-то типа гражданской войны,

забастовки и т.п. Потом все, в конце концов, разогнали. Постепенно. Братец

занимался тем, что привозил отовсюду пластинки, рок. За это его и выгнали. Он

перебрался в Москву, квартиру получил, дочка родилась...

 

РИО: А музыкой он еще в Сибири занялся?

 

Е.Л.: Нет, он уже в Москве саксофон купил и стал саксофонистом.

 

РИО: Я его впервые услышал в 1984 году, на 2 Рок-фестивале - он тогда с

"Аквариумом" играл, был у них биг-бэндовый такой период. Курехин с саксофоном...

 

Е.Л.: Ага. Курехин одно время действительно на саксофоне играл.

 

РИО: На чем он только не играл... (Общий смех) Получается, что вы с братом как

бы на разных полюсах находитесь: он играет чисто инструментальную музыку, а у

тебя слово все-таки больше значит, чем мелодия. Это случайно?

 

Е.Л.: Не знаю. Мне кажется, что даже не слово как таковое важнее, а то, что за

этим, словом стоит. Братец - он изначально шел от классики, от эстетики

традиционной, а я, если так говорить, шел от героической романтики. Когда мне

было, наверное, лет четырнадцать, у меня впервые появились идеи неохристианского

толка. Я, вообще, человек общины. То, что я хотел бы делать - это общинная

музыка, общинная философия... А у него наоборот: уклон в некую элитарность.

Причем, элитарность некого статического толка. Вот он к ней и пришел в итоге.

То, что он сейчас делает, это так называемая "новая романтика" в джазе,

своего рода постмодерн. Авангард не как что-то передовое, что какие-то новые пути

открывает, а то, что уже было, но имеет ограниченное распространение и как-то

органически из разных чужеродных частей складывается. Собственно, это и точка

зрения Курехина. Вот это нас с братцем и отличает. Это, наверное, еще более

полярные понятия: чувство и идея.

 

РИО: А не заключен ли в ваших разногласиях некий конфликт поколений? Ведь ты по

возрасту гораздо младше нас. И вообще, есть ли в нашем роке конфликт поколений?

 

Е.Л.: Мне трудно судить, но поколения есть. А себя я отношу к поколению 60-х

годов, как ни странно, хотя и родился позже. Просто я начал рано этим делом

заниматься - лет в восемь, когда я первый раз услышал рок. Естественно, от

братца. Вообще-то он рок не слушал, всегда его... презирал, что ли. Но как-то

раз привез пластинки Shocking Blue, Led Zeppelin, "Revolver" битловский... Когда

я их услышал, на меня они так подействовали, что все прямо сразу поехало. Я стал

записывать рок и жил на этой музыке лет десять. Для меня, наверное, это было

самое счастливое время. Поэтому я себя причисляю к поколению тех лет.

Все мои друзья сейчас - это не ровесники, а люди под тридцать. Я с ними только

общий язык нахожу.

 

РИО: А ведь это поколение далеко не однородно. Поколение, которое БГ назвал

"поколением дворников и сторожей" фактически перестало быть единым целым.

 

Е.Л.: Сейчас все, по-моему, перестало быть единым целым. Энтропия растет. Сейчас

бессмысленно говорить о каких-то направлениях или движениях. Ни одно из них

сегодня не существует в чистом виде. Как вера некая, когда люди верят в то, что

делают.

 

РИО: Я замечаю, что молодые группы Ленинграда (вне зависимости от художественных достоинств)

все-таки держатся вместе. Даже помогают друг другу как в старые времена:

инструменты дают, записываются вместе. Какая-то общность ощущается...

 

Е.Л.: А это, знаешь, на каком уровне? На уровне внешних признаков: не что

играть, а как. Обычно все сводится к тому, что они ориентируются на какой-то тембр,

какую-то гитарную технику... Такой-то перебор или другой. На нечто

среднее между Smith и Public Image. Причем, Public Image считается верхом

крутизны. Самым авангардом. А вопрос: "зачем это делать" или "что этим можно

сказать" вообще не стоит. Изначально.

 

РИО: Просто сейчас другое время. Быть может, каждое новое поколение музыкантов

ищет себе инструмент, с помощью которого оно передает свое ощущение мира. В

джазе таким инструментом была импровизация...

Погоди, мне по этому поводу сейчас такая мысль пришла в голову: ведь вопрос "как

выражать" приходит естественно после вопроса "что выразить", и решается он

обычно сам собой.

 

Е.Л.: Нет, я сейчас о другом. Возьмем, к примеру, Запад. Там сейчас много

общностей музыкантов, которые в творчестве постоянно используют какой-то свой

архетип: Blast First, например, или те же 4 A.D. Они играют тембрами, бесконечно

варьируют их, обыгрывают как-то. Для них это свой способ выражения мироощущения.

Трудно предположить, что за этим стоит коммерция.

 

РИО: И все же, мне кажется, это коммерция, но на другом уровне. Коммерция не

денежная, а социальная, что ли, духовная. Может такое быть?

 

Е.Л.: Мне трудно для себя этот вопрос как-то однозначно решить. Знаешь, это как

с музыкой, которая приходит на смену тому, что любишь. Сначала всегда кажется,

что это просто шум, noise pollution.

Я уже думал на эту тему. И тоже подходил таким образом: допустим, что я чего-то

просто не понимаю. Но мне не кажется, что все, что идет на смену тому, что я

люблю - плохо. Плохая музыка. Нет, она не плохая, но ее нужно как-то иначе

называть. Не рок.

 

РИО: Давно уже ясно, что термин "рок" потерял всякий смысл.

 

Е.Л.: Петя Мамонов использует выражение "современная музыка". Хорошая

современная музыка и плохая современная музыка (смеется)...

 

                     Интервью имеет продолжение, его мы опубликуем позже…

 

<НАЗАД